Образование
Глава Башкирии рассказал о важности проекта по созданию двигателя АЛ-41СТ-25Военнослужащий из Башкирии совершил подвиг в зоне СВОГлава Башкирии встретился с многодетной семьей Валиевых-ВервельскихВ Башкирии создали Центр комплексной реабилитации участников СВОВсе города Башкирии признали благоприятными для проживанияГлава Башкирии поручил сократить сроки ремонта моста через реку УршакО программе «Герои Башкортостана» высказался лётчик армейской авиации СВОВ Башкирии для участников СВО откроют реабилитационный центр на базе санатория Хирургический корпус Республиканского кардиоцентра в Уфе откроется в апрелеМинтруд Башкирии назвал самые популярные меры поддержки участников СВОГлава Башкирии поблагодарил Росгвардию за верность долгуКак Башкирия борется с последствиями паводка. ГлавноеВ Башкирии комиссия оценит ущерб от паводка в деревне АзовоВ Архангельском районе Башкирии устраняют последствия паводкаЖителям Архангельского района Башкирии выплатят деньги за погибший скотГлава Башкирии рассказал о необычном подарке от женыВ Башкирии выросло число желающих отправиться на СВОФедеральные эксперты прокомментировали развитие науки в БашкирииГлава Башкирии анонсировал открытие в Уфе Дома яшмы
Анатолий Гвоздик: С газетой - значит, с призом!
Все новости
10
Образование
9 Марта , 14:11

Здоровое питание в образовательных учреждениях

Роспотребнадзор рекомендует

Здоровое питание в образовательных учреждениях
Здоровое питание в образовательных учреждениях

Полноценное, сбалансированное питание является важнейшим условием нормального функционирования человеческого организма, особенно в период роста и развития. На период от 7 до 18 лет, который ребенок проводит в школе, приходится наиболее интенсивный соматический рост организма наряду, сопровождающийся повышенными умственными и физическими нагрузками. Организация питания в каждой возрастной группе школьников имеет свои особенности, учитывающие изменения, происходящие в детском организме на каждом этапе. Школьный период можно условно разделить на три возрастные группы - 7 - 11 лет, 11 - 14 лет, 14 - 18 лет.

Недостаточное или несбалансированное питание в младшем школьном возрасте приводит к отставанию в физическом и психическом развитии.

Одна из важнейших составляющих пищи - белок. Недостаток белка, а тем более белковое голодание приводит к отставанию роста, нарушениям не только физического, но и умственного развития, снижению сопротивляемости болезням, успеваемости и трудоспособности, а избыток ведет к нарушению обменных процессов и снижению аппетита. В период роста особенно велика потребность в жидкости, благодаря которой происходит лучшее усвоение питательных веществ, а также выведение продуктов распада из организма. Недостаток жидкости в ежедневном рационе (около 2 литров в сутки) может привести к нарушению терморегуляции и процесса пищеварения, вызвать плохое самочувствие, которое у детей часто проявляется в виде расторможенности, невозможности сосредоточиться. Постоянный дефицит жидкости может привести к заболеваниям почек и печени.

Соблюдение питьевого режима – одна из главных составляющих принципов здорового питания школьников. Школьники должны пить чистую воду, чай, компот, фруктовые и овощные соки. 

Важнейшей составляющей правильного питания является также регулярный прием пищи (примерно через каждые 4 - 5 часов), так как способствует ее наилучшему усвоению. Для учащегося начальной школы необходимо 4 или 5 приемов пищи. Типовые режимы питания могут меняться в зависимости от образа жизни ребенка, организации его учебной, спортивной и других нагрузок. Но в любом случае важно стремиться к тому, чтобы у ребенка выработалась привычка есть в строго определенные часы.

Завтрак и ужин (1-й и 5-й приемы пищи) должны составлять по 25% от суточной калорийности. Если ребенок занимается в первую смену, то в 11.30 - 12.00 ч., во время большой перемены, он должен получать полноценный второй завтрак (15% от суточной калорийности), а обед - дома в 15.30 - 16.00 ч. (35% от суточной калорийности). Если ребенок занимается во вторую смену, то обед он получает дома в 12.30 - 13.00 ч., а в 16.00 ч. - полдник в школе.

Питание детей подросткового возраста имеет свои особенности. В средней школе начинается половое созревание, которому предшествует предпубертатный скачок роста. С началом полового созревания потребность в некоторых веществах у мальчиков и юношей выше по сравнению с девушками. При организации рациона питания обучающихся, воспитанников средней школы необходимо учитывать физические и физиологические изменения, которые происходят в подростковом возрасте. Достаточное поступление белков, необходимых для формирования новых структурных компонентов организма, приобретает особое значение. Именно поэтому недостаток или даже полное исключение из рациона питания белковой пищи (что происходит в том случае, когда подростки, желая следовать модным стандартам, используют различные диеты) отражается не только на самочувствии, но может привести к нарушению естественного хода развития. Важное значение имеет и присутствие в рационе питания продуктов - источников кальция, необходимого для нормального роста и развития костной ткани. Недостаток кальция приводит к заболеваниям опорно-двигательного аппарата: сколиозу и нарушению осанки. Естественным источником кальция являются молоко и кисломолочные продукты. В связи с увеличением объема крови и мышечной массы значительно увеличивается потребность организма подростков в железе (железосодержащие продукты - мясо, гречка, гранаты и т.д.). Нарушение питания в этот период может стать причиной хронических заболеваний и задержек в развитии. Алиментарно-зависимые болезни, которые зависят от питания человека, - анемия, болезни органов пищеварения, желчного пузыря и желчевыводящих путей, поджелудочной железы, эндокринной системы (тиреотоксикоз (гипотиреиз)), расстройства питания, нарушения обмена веществ (ожирение). Анализ и обобщение данных о заболеваемости, в том числе алиментарно-зависимых, может осуществлять школьный врач совместно с участковыми врачами поликлиник, в которые обращаются обучающиеся, воспитанники школ.

Еще один из принципов здорового питания школьников- разнообразие. В ежедневный рацион должны входить хлеб, крупы и макаронные изделия, овощи и фрукты, сухофрукты, мясо, рыба, яйца, молоко, сливочное масло, сыр, творог и другие кисломолочные продукты. Из рациона нужно существенно ограничить сахар, кондитерские изделия, газированные напитки, соль, острые соусы, майонез, кетчуп, а также жареные и жирные блюда. 

Здоровое питание в школе — это полноценное и сбалансированное питание, которое способствует хорошему настроению, высокой умственной работоспособности, получению новых знаний и успешной учёбе.

Азат Габидуллин, и. о. начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан в Чишминском районе.

Фото: архив редакции.

Автор:Эльвира Абдулова
Читайте нас: