К участию приглашались детские и взрослые фольклорные коллективы; аутентичные ансамбли русской песни; руководители фольклорных коллективов и отдельные исследователи; коллективы, сохраняющие, развивающие и пропагандирующие традиции русского народа; режиссеры-постановщики народных праздников; мастера ДПИ, народных промыслов и ремесел. На фестиваль в этом году приехали коллективы из Иглинского, Мишкинского, Кугарчинского, Кушнаренковского, Чишминского, Гафурийского, Дуванского, Мечетлинского, Хайбулинского, Туймазинского, Дуванского районов РБ, а также из гг. Уфа, Самара, Стерлитамак, Бирск, Челябинск, Ульяновск, Нижний Новгород, Екатеринбург, Межгорье, Белорецк, Нефтекамск.
В первый день в с. Красный Зилим состоялась торжественная встреча коллективов. Фольклористы и артисты познакомились с историей села, посетили музеи. Особым событием стала встреча гостей с Заслуженным коллективом народного творчества Республики Башкортостан, фольклорным ансамблем «Русские узоры». Народные песни, которые поют зилимские бабушки, являются образцами поэтического и музыкального мастерства, о чем не преминули сказать гости, выражая признательность прославленному коллективу нашего района за сохранение традиционной манеры пения.
Фестиваль не зря именуется лабораторией — помимо конкурсной и развлекательной программ в нем предусмотрена исследовательская работа по традиционной культуре, а также выявлению особенностей проведения праздников и обрядов в различных регионах России. Поэтому во второй половине дня фольклористы Свердловской области провели семинар на тему русской традиционной культуры, мастер-классы по традиционному костюму и сезонной одежде русских, особенностям пения в фольклорной манере, методике сбора этнографического материала.
Вечерки на Руси были неотъемлемой частью быта. В деревнях каждый вечер собиралась молодежь, а в выходные и праздничные дни — все жители, чтобы попеть песни, поплясать, повеселиться и отдохнуть после трудового дня. В с. Красный Зилим гости из Свердловской области провели «Русскую вечерку» с разучиванием русских плясок, вечерочных игр. Каждый желающий мог принять участие и окунуться в атмосферу той эпохи, когда селяне гуляли всем селом, со всей широтой русской души — задорно и с веселой удалью.
На следующий день праздник переместился в с. Архангельское. В районном Дворце культуры состоялось торжественное открытие фестиваля. С приветственным словом к участникам и гостям обратилась заместитель главы администрации МР по социальным вопросам Г. Г. Имаева.
Затем для коллективов наступил ответственный момент — представление законченного сценического варианта фрагмента праздника из народного календаря сентября. Выступление оценивало компетентное жюри из специалистов в области русского народного фольклора, режиссеров, музыкантов.
Представленные коллективами традиционные русские обряды и сценки праздников были насыщены действиями, практически все участники привезли с собой для представлений специфический, традиционный для их местности реквизит. Обилие песен, танцев и игр не давало заскучать ни на минуту. Практически все коллективы — признанные мастера фольклора, у большинства за плечами — длинный путь творчества, поэтому степень владения приемами народного исполнительства, качество исполнения песен, танцев, игры на музыкальных инструментах, были на высоте. Случалось так, что у коллективов совпадали представленные праздники, но это ничуть не уменьшало интерес к просмотру. Манера исполнения, игра актеров, разнообразие стилей, костюмов, музыкальных инструментов, реквизита — все это вносило изюминку в каждый номер, поэтому наблюдать за представлением было одно удовольствие.
Завершился второй день на берегу речки Аскын — здесь прошел Славянский Новый год. Гостям нашего района и зрителям были представлены обряды Новолетия со всеми присущими атрибутами.
Заключительный, третий день фестиваля также был насыщенным. На площади перед парком Победы развернулись выставки-ярмарки сельскохозяйственной продукции жителей, школ, сельских домов культуры, библиотек района и изделий мастеров декоративно-прикладного искусства «Город мастеров».
Почти все представленные товары изготавливаются вручную, поэтому каждый желающий мог стать обладателем эксклюзива — платка, шали, посуды, украшений и других.
В это же время в центре села Архангельское прошел целый калейдоскоп обрядов — «Осенины», «Разжигание нового огня», «Посажение на коня», «Переход в новый дом», «Похороны мух», «Хождение рекрутов». Кульминацией стала реконструкция народного праздника «Семен-Летопроводец».
С середины XIV века до 1700 года Семенов день был на Руси большим праздником — с него отсчитывалось начало года. Сентябрьское новогодье было событием торжественным и радостным, датой общения царя с народом, стекавшимся со всей Москвы и из ближайших деревень в Кремль «лицезреть пресветлые царские очи». Из казны раздавалась обильная милостыня нищим, принимались прошения у обиженных и недовольных. Семенов день, по установившемуся с давних времен и вошедшему в силу закона обычаю, являлся сроком уплаты оброков, даней и пошлин. Им начинались и заканчивались условные договоры между поселянами и торговыми людьми. С него сдавались во временное пользование земли, рыбные ловли и всякие другие угодья.
В стародавние годы соблюдались в Семенов день на Руси обычаи — «постриги» и «сажания на коня» — о которых сохранились летописные свидетельства еще с начала XII века. Мальчикам при переходе к четвертому году выстригали волосы на темени; мать зашивала прядь в ладанку. Затем ребенка выводили во двор, где его уже дожидался отец с объезженным конем, сажали в седло и давали немного прокатиться. Потом, за торжественным обедом, кум с кумой разламывали над головой крестника пирог и желали «новопостриженному» всяких удач в жизни, да еще и одаривали его.
С Семена начинались засидки, то есть работа в избах при огне. Под Семенов день в деревнях гасили вечером огонь в избах и не держали его в эту ночь. Наутро раздували новый огонь знахари и знахарки с особыми приговорами. Со времени Семена-дня повсеместные сельские работы назывались бабьими. Этому названию способствовало самое время: ни холодное, ни теплое, которое как нарочно выгоняло женщин из избы, чтобы работать на открытом воздухе. На женские работы стекались молодые люди, что-бы им помочь, и помогали преимущественно молодкам и красным девушкам. Вечером начинались посиделки, и тут просиживали за работами до первых петухов. В первые посиделочные дни угощали разными кушаньями.
С еще более давних времен был обычай в Семенов день, совпадающий с древним праздником славянского Белбога, хоронить мух и тараканов, чтоб на весь год пропали. Похороны устраивали девушки. Тем временем парни, тайком собравшиеся поглядеть на девичью забаву, высматривали себе подходящих невест. Семен-день с давних пор чествовался не только работниками, но и охотниками. В старину в этот день выезжали бояре охотиться за зайцами. Существовало поверье, что «от семенинского выезда лошади смелеют, собаки добреют и не болеют», и что «первая затравка наводит зимою большие добычи».
Завершением яркого и познавательного фестиваля стал гала-концерт. Участников приветствовали глава администрации МР А. А. Комзалов, председатель совета Ассамблеи народов Республики Башкортостан Зугура Рахматуллина, начальник отдела социокультурной деятельности Министерства культуры Республики Башкортостан А. Ш. Юлдашбаева, помощник атамана Хуторского казачьего общества «Бельское казачество» С. Е. Садвакасов.
Жюри определило победителей и номинантов фестиваля.
Образцовый ансамбль русской песни «Белые росы» Чишминского района, народный хор русской песни «Заряница» Архангельского района были удостоены звания лауреата III степени. Лауреатом II степени фестиваля стал народный семейный фольклорный ансамбль «Калинушка» г. Бирска. Лауреатами фестиваля I степени признаны народный фольклорный ансамбль «Семеновна» Дуванского района и народный мордовский фольклорный ансамбль «Вастома» Стерлитамакского района.
Обладателем Гран-при стал народный фольклорный ансамбль «ЦветКалина» Архангельского района.
Факт проведения столь масштабного фестиваля говорит о том, что интерес к старинному русскому фольклору не угаснет, пока существуют и работают коллективы, готовые приехать за много тысяч километров на нашу архангельскую землю, чтобы показать, поделиться и перенять особенности, традиции русского фольклора.
Фоторепортажи смотрите на нашем сайте, а также на страничке в социальной сети «ВКонтакте» vk.com/arhvest в альбоме «Межрегиональный фестиваль-лаборатория
русского фольклора «Народный календарь» 2018 г.