В Башкирии беспилотники помогают найти и обезвредить «черных копателей»
Все новости
Общество
15 Июля 2021, 15:45

Учитель учителей

В эти дни отметила свой юбилей ветеран педагогического труда Римма Ширяева

Люди во все времена мечтали жить по законам мудрости в постижении добра, красоты и гармонии. Из них лишь самые надежные, мужественные, несокрушимо твердые и во всех отношениях трудолюбивые шли всегда  впереди.

Таким человеком, примером для многих, в том числе для меня, является ветеран педагогического труда, моя бывшая коллега по работе в Архангельском районном отделе образования Римма Васильевна Ширяева. В день ее 70-летнего юбилея хочется напомнить молодым педагогам, как важно любить выбранную профессию, отдавать все свои знания и умения любимому делу, так искренне учила всех этому наш юбиляр.

Римма Васильевна родилась 13 июля 1951 года в башкирской деревне Тереклы в трудолюбивой, интеллигентной семье, где царила всегда дисциплина и заряженность на работу. Красота здешней природы, веселый, оптимистичный нрав тереклинцев в сочетании с философским отношением к жизни, хорошее владение башкирским языком – все это благотворно влияло на формирование ее характера, на глубину умственных способностей, простоту души.

Беседуем о ее родителях:

– Римма Васильевна, Вы говорили, что примером для Вас была жизнь родителей.

– Да, я выросла в прекрасной семье. Отец, Андреев Василий Анисимович, 20 апреля 1942 года добровольцем ушел в ряды Советской Армии. После окончания Уфимской школы младших военных фельдшеров был направлен в действующую армию. В апреле 1946 года демобилизован и работал в Архангельской санэпидемстанции. В марте 1948 года по распределению райздрава был назначен заведующим Тереклинским фельдшерским пунктом. Вскоре туда привез молодую жену, нашу маму Луизу Александровну, которую с 1 августа 1948 года назначили трахоматозной сестрой, а в 1950 году – акушеркой. В 1966 году отца перевели на работу рентгено-лаборантом Архангельской ЦРБ. Мама снова приехала за мужем и работала здесь медсестрой, старшей медсестрой, затем – медстатистом туберкулезной больницы.

То, что родители очень добросовестно относились к своей работе, – это было примером для нас, всех четверых детей. Поэтому  моя старшая сестра Надежда Васильевна с детских лет мечтала стать врачом. Окончив в 1966 году Архангельскую среднюю школу, сдала вступительные экзамены в мединститут на «4» и «5», но не прошла по конкурсу. Но всю жизнь жалела, что не стала врачом. Она сначала окончила индустриальный техникум, затем – Тюменский машиностроительный институт. Трудовая деятельность Надежды Васильевны Петровой плодотворная: работала архитектором, заместителем главы администрации района.

Мой младший брат Валентин Васильевич Андреев тоже мечтал стать врачом. Вот, что значит пример преданности работе наших родителей. После службы в армии был направлен воинской частью на рабфак Башкирского государственного мединститута. В 1985 году успешно окончив вуз, вернулся в родную ЦРБ для прохождения интернатуры. С 1986 года работал врачом-терапевтом. Трудился и подростковым врачом, заведующим поликлиникой, заместителем главного врача по лечебной части и по организационно-методической работе. Вот это любовь к профессии родителей!

Мы же все время видели, как уважают отца и мать окружающие. Проработали они около 20 лет в Тереклах. Здесь родились все четверо детей, которых растить помогали все односельчане, так как родственников близко не было, не было и детского сада. Родители пользовались авторитетом и любовью среди населения на протяжении всей своей жизни. Были в каждом доме желанными гостями.

Отец был чутким и внимательным к больным, к своим служебным обязанностям относился ответственно. Нас, своих детей, воспитывали также быть достойными их. Работали от души, не жалея себя, и люди отвечали  тем же. И в последний путь их провожать приехали многие односельчане и на руках донесли до кладбища.

– Римма Васильевна, Вы также были чуткой и внимательной к каждому учителю. Теперь расскажите, пожалуйста, о своей детской мечте и о своем трудовом пути.

– Я в 1968 году окончила Архангельскую среднюю школу. С ноября 1968 года работала учителем начальных классов Ново-Петровской восьмилетней и Басиновской начальной школ. Затем год – контролером цеха подготовки  сырья швейной фирмы «Мир». Но мечта стать учителем победила. Ведь я с детства сажала своих младших братьев за стол, завела на них классные журналы и проводила для них занятия, выставляла оценки, даже ставила их в угол за шалости.

Сдала вступительные экзамены в Башгоспединститут на физико-математический факультет и в 1975 году окончила. В это время выпускников вузов направляли на работу по распределению. Из Архангельского района был запрос на 19 учителей математики и физики, поэтому выходцев из района всех направляли к себе. В 1975 году в район прибыло более 70 молодых специалистов. Я была направлена в Краснозилимскую среднюю школу, через год администрацией школы была выдвинута на должность замдиректора по воспитательной работе. Педагогический коллектив был стабильный, сплоченный. Приехавших 9 молодых учителей в школу встретили очень хорошо. На трех девушек сразу дали квартиру с центральным отоплением и газом (в баллонах). Коллеги и население деревни окружили нас заботой.

В октябре 1977 года по приказу РОНО была переведена заведующим методкабинетом. В то время в отделе было много вакантных мест. Школ было много, но плохо было с транспортом. Дороги разбитые, железной дороги и в помине нет. А до таких школ, как Михайловская, Ново-Петровская, Убаларская, Азовская, не говоря уже о начальных, очень трудно добраться. Да и все школы, в основном, были бревенчатые, отапливались дровами. Кирпичными были всего две средние школы: Архангельская (без пристроя) и Ирныкшинская, из восьмилетних – Карташовская. Даже Архангельская восьмилетняя школа была деревянная и с «галанками».

Работа требовала полной отдачи. Количество учащихся большое. Например, в 1981 году в 48 школах района (10 средних, 10 восьмилетних, 28 начальных) обучались 4628 детей. Трудились 323 учителя, а всего в учреждениях народного образования около 1000 человек.

С января 1985 года я исполняла обязанности заведующего РОНО, затем была утверждена на эту должность. После декретного и по собственному желанию в 1990 году была переведена заведующей методкабинетом и проработала на этой должности до выхода на пенсию 25 августа 2008 года, то есть более 31 года я трудилась в отделе народного образования.

Вот так скромно завершила рассказ о своей работе Р. В. Ширяева. А сколько сил, энергии, времени вложено и потрачено в течение этих трудовых лет!? Здесь, наверное, уместно привести в пример следующие мудрые слова античного мыслителя Сократа: «В каждом человеке – солнце, и нужно только помочь ему светить». В этом и заключается смысл управленческой деятельности. Главным в обращении Риммы Васильевны с подчиненными и с любым рядовым учителем было вежливо разговаривать с людьми, даже с раздраженными, уметь успокоить их и уговорить недовольных. Она умело работала с большими скоплениями людей, была всегда ответственной, непреклонной в ожидании намеченного результата. В то же время простая, как будто родная сестра. С людьми башкирской и татарской национальностей, будь он учитель или родитель, или любой руководитель – со всеми красиво общалась на башкирском языке. Под руководством бывшего заведующего РОНО Анатолия Семеновича Заинчуковского и Риммы Васильевна в методкабинете сформировался сплоченный, трудолюбивый, дружный, творческий коллектив. Вся работа была нацелена на успешное выполнение поставленных задач, планов, приказов Министерства образования РБ. Все районные, республиканские мероприятия проводились на высоком уровне. Большое внимание уделяла обобщению передового опыта лучших учителей, итогам аттестаций, организации открытых уроков, семинаров, конференций, поощрению и награждению победителей конкурсов, успешно работающих с одаренными детьми и так далее.

На протяжении всей трудовой жизни она вела большую общественную работу. Дважды избиралась депутатом райсовета, сельского совета. Добросовестная и плодотворная педагогическая деятельность Р. В. Ширяевой отмечена следующими наградами: значком «Победитель социалистического соревнования», «Почетной Ленинской грамотой», Почетной грамотой Министерства просвещения БАССР и Башкирского обкома профсоюза Высшей школы и научных учреждений, значком «Отличник народного просвещения Российской Федерации», званием «Ветеран труда», Почетной грамотой Архангельского районного Совета РБ, Почетной грамотой Совета МР, Почетной грамотой Архангельского РОНО. Успешно прошла аттестацию на высшую категорию по должности заведующей  РМК, регулярно проходила курсы повышения квалификации при БИРО и Центральном институте усовершенствования учителей в городе Москве.

Всю жизнь училась и говорила: «Учитель был и остается инженером человеческих душ, он должен улавливать дух перемен».

Римма Васильевна и сегодня активная, трудолюбивая. Хозяйственная. У нее везде порядок: все отремонтировано, все посажено, все цветет. Радушно встречает родных, друзей, бывших коллег, дает советы, поднимает настроение. Она – опора для единственной и любимой дочери. Она – как солнце: всем хватает ее тепла.

Гулира Файрузова,

ветеран педагогического труда, отличник образования РБ.

Автор:Эльвира Абдулова
Читайте нас: