Нынешняя программа коллективизации подразумевает объединение мелких собственников скота, огородов и садов для получения ими большей выгоды от выращенного за счет собственной переработки и реализации. Впрочем, и крупные предприятия тоже могут и уже вступают в кооперативы.
Разговор на «круглом столе» состоялся в редакции газеты «Республика Бащкортостан». В нем приняли участие директор Центра сельхозконсультирования РБ Ирик Сакаев, коннозаводчик Хасан Идиятуллин, руководитель потребкооператива «Агробазис» Расим Саитбатталов и директор по развитию предприятия «Крона» Радмир Салихов.
«По численности мы самые большие в стране среди республик, а в общем рейтинге субъектов Российской Федерации по численности — седьмые, — отмечал на недавнем форуме «Агрокомплекс» в Уфе глава Башкортостана Рустэм Хамитов. — Конечно, мы крупный сельскохозяйственный регион. По многим показателям одни из лидеров отрасли в стране, а по объему сельскохозяйственного производства — седьмые-восьмые в Российской Федерации».
Сельскохозяйственная потребительская кооперация пока развивается в основном только благодаря поддержке из бюджета, поэтому необходимо искать новые или хорошо забытые старые пути развития аграрной отрасли.
«Важную роль в развитии АПК призвана сыграть кооперация, — продолжил на форуме Рустэм Хамитов. — Это мировая практика. Кооперирование набирает рост и идет с хорошим подъемом по всему миру, во всех странах. И мы в республике активно поддерживаем эту тему, помогаем формироваться кооперативам, приобретать им оборудование. Собственно говоря, выделяем немаленькие ресурсы — счет идет на сотни миллионов рублей. В 2018 году будет закупаться оборудование для переработки молока, мяса, шерсти, ягод, фруктов и т.д. И люди на селе будут сами себя обеспечивать работой. Для Башкортостана это особенно актуально. У нас 38 процентов населения живет в селе. Ввиду того, что повышается производительность труда, высвобождаются рабочие руки, нам надо занимать их. Не секрет, что значительная часть таких высвободившихся людей уезжает на Север, на вахту, добывать там себе пропитание и зарплату. Нам надо наших граждан все-таки оставлять здесь...».
Республика разработала и скоро примет программу развития сельскохозяйственной потребительской кооперации до 2020 года. Она будет несколько отличаться от уже существующей федеральной. «Необходимо прописать в ней наши региональные особенности, — пояснили нам в республиканском минсельхозе. — Особенность программы еще и в наличии так называемых шагов, шести циклов, которые необходимо пройти, «притереться» друг к другу, выяснить, правильный ли выбор сделан».
Первые усилия по организации сельскохозяйственных потребительских кооперативов (СПоК) прилагались сверху, обратная связь не заставила себя ждать: низы стали изъявлять желание к объединению. По крайней мере, в 43 районах уже созданы 297 инициативных групп, прорабатывающих открытие кооперативов. По статистике, больше всего желающих заняться сбором, хранением и переработкой мяса. На втором месте — сбор, хранение и переработка молока. Далее по убывающей — мед, переработка зерна, масличных культур, овощей. Есть желающие объединиться на ниве сбора и переработки лекарственных трав.
Ожидается, что федералы помогут кооперативам на 100 млн рублей, республика на каждый этот рубль подбросит еще три своих. Словом, финансовая подпитка ожидается неплохая. Необходимо учитывать, что участники кооперативов должны будут вложиться еще и своими средствами. Примерно, как и в программе поддержки местных инициатив, только речь здесь не о благоустройстве, а о создании реального бизнеса. И собрать они должны не менее 40 процентов от необходимого. Еще 60 процентов они смогут получить в виде грантов.
Наши эксперты отмечают, что главное в создании таких кооперативов — доверие его участников друг к другу. Можно сколь угодно пропагандировать объединение селян, но если они будут с недоверием относиться к товарищам — далеко такая машина не уедет. Не обходится и без проблем. Попробовавшие себя в условиях СПоК люди приходят к выводу, что этот проект все еще филигранно не отработан. Есть много вопросов и по финансированию, и по техническому оснащению предприятий. «Мы прогнозировали потратить одну сумму, на самом деле получилось намного больше, — говорит Расим Саитбатталов. — Тормозящим моментом можно назвать и то, что заинтересованные в создании кооперативов люди в большинстве не имеют свободных финансов, необходимых для внесения в неделимый фонд. Поэтому важно расширить поддержку кооперации через привлечение банковских продуктов. Важно еще «на берегу» договориться с партнерами о пошаговой стратегии развития. У нас, к примеру, на начальном этапе возникли разногласия, где размещать оборудование. Возможно, это шло от недостатка доверия друг к другу. Поэтому к выбору партнеров нужно подходить ответственно».
Известный в республике коннозаводчик Хасан Идиятуллин признается, что сам в СПоК не вступал и пока не собирается. Однако тем или иным образом в работе многих из них участвует. «Произведенной продукцией, — объясняет он. — Нашу конину многие перерабатывают, получая добавленную стоимость».
— Почему сейчас нет особого рвения людей объединятся в кооперативы? — задает вопрос Х. Идиятуллин. И сам отвечает: — Потому что сильна генетическая память. За последние сто лет с нами столько опытов провели, что мало таких, кто захочет собственные средства в незнакомое дело вкладывать. В России уже была кооперация. Поэтому ту коллективизацию можно оценивать положительно, если опустить отдельные моменты в истории, такие как раскулачивание и другое… Аграрная отрасль высокорисковая: то дожди, то засухи, а то и цены обрушатся так, что рентабельности никакой. Ни в одной другой отрасли нет таких рисков. Призывать крестьян работать с кредитами — значит, обрекать их на высокий риск банкротства. Государство обязано полностью взять на себя субсидирование процентов, а крестьяне — выплачивать только основное тело долга. А когда госбанки хвалятся триллионными прибылями, меня охватывает недоумение: за счет кого? За счет беднеющего населения?
По мнению директора Центра сельхозконсультирования РБ Ирика Сакаева, проблема заключается в слабых знаниях населения. «Мы только в феврале поговорили с 10 тысячами 266 людьми, — рассказывает он. — По всей республике проехались, 277 собраний провели. У людей есть желание изменить свою жизнь к лучшему, нельзя говорить, что у нас лентяи на селе живут. Они говорят, что могли бы заняться своим делом, но не знают, как открыться, куда вложиться, где продавать выращенное, собранное, переработанное. Не знают элементарных вещей, не говоря уже о тонкостях. При этом информация есть везде: мы разъясняем, в интернете опытом делятся… Но, видимо, только собственный опыт может служить мерилом выгодности или убыточности того или иного дела».
Центр сельхозконсультирования проводит в районах, населенных пунктах обучающие мероприятия, которые дают положительный эффект. После них находятся люди, которые начинают собирать документы для открытия кооператива, ищут партнеров. По мнению руководителя Центра, только планомерная работа, агитация, показ положительных примеров позволят ускорить процесс.
— Никого насильно в кооперативы не загнать, — считает он. — Да и задачи нет, чтобы было как можно больше их, пусть даже фиктивных. Главное, изменить ситуацию на селе, чтобы люди дома открывали собственные производства, развивали их, оставляли по наследству детям как во всем цивилизованном мире. Человек должен четко представлять, чем хочет заняться. И понимать, есть ли у него силы, ресурсы для этого. Одних хотелок мало. Нужен какой-никакой опыт работы в той или иной сфере. Кооператив — своего рода клуб по интересам, нужно искать единомышленников. До 70 процентов успеха зависит от доверия к партнерам, готовности жертвовать временем, силами для общего дела. Прежде чем принять решение, ответьте себе на вопросы: готовы ли вы усердно работать, не завидуя успехам соседа? Готовы ли вкладывать первые полученные средства в дальнейшее развитие, а не пускать на потребление? Готовы ли нести ответственность в случае неудачи? Ведь всякая работа состоит из череды неудач, их преодоления, после чего и приходит успех. Кооперация — полная самостоятельность его участников и общая ответственность за результаты. Создавать кооператив лишь для получения госпомощи — значит, порождать коррупционные схемы.
Субсидии и гранты — лишь бонусы за хорошую работу, считает Радмир Салихов, директор по развитию предприятия «Крона» Кармаскалинского района. Оно аффилированно с известным сельхозпроизводителем «Шаймуратово» этого же района. Предприятия, известного своими новаторскими подходами к развитию, среди которых и способы внутрихозяйственного расчета, больше знаменитые как «шаймуратики». Развивало хозяйство и такие способы, как аренда скота: коровы находились на ферме в Кармаскалинском районе, а их хозяева по всей России, вплоть до Калининградской области.
Будущее за кооперацией – к такому единому мнению приходят все больше и больше специалистов аграрного сектора. Первые плоды кооперативного движения уже дает «Тамыр-102», действующий в нашем районе (руководитель Айгуль Усманова). Более 50 видов мясной продукции нашли своего покупателя, жаль, что пока только на столичных прилавках…