Он является вторым по очередности после Великого поста и посвящен памяти первоверховных апостолов Петра и Павла, еще он называется Апостольским.
Петров пост — не такой строгий, как Великий. Во все дни поста, кроме среды и пятницы, верующие могут есть рыбу. Мясо постящимся есть нельзя.
Но даже приступая к такому, не самому строгому, посту, нужно посоветоваться со своим духовником, а если у вас есть какие-либо хронические заболевания — с вашим лечащим врачом. Вообще, мирянам положен не такой строгий пост, как монахам. Если вам по каким-либо причинам нельзя соблюдать все правила поста (а в монастырском Уставе предусмотрены более строгие правила, например, сухоядение (пища без растительного масла) в отдельные дни Петрова поста), вы сможете ограничивать себя в иных, не гастрономических вещах. Например, в пост не смотреть телевизор или не пользоваться социальными сетями в интернете.
В канонах нашей Матери-Церкви четко записано, что после Недели всех святых до апостольских торжеств - пост предписан. Это сделано не просто так, не по человеческой прихоти, а для нашей пользы. И главное здесь то, что без внутренней сосредоточенности, анализа своей личностной троичности (тело, дух, мысли) никак невозможно по-настоящему откликнуться на призыв Христов: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его» (Мф 6:33).
А летним дням, отпускам и дачам Петровское воздержание никак не мешает. Старину вспомните. И сенокос, и работы по хозяйству, и уборка овощей с фруктами, и пост! Все вмещалось. И не надобно бояться и стесняться своего вежливого отказа от приглашения на очередное веселье тела, как и нет ничего плохого в объяснении, почему в эти дни вы не налегаете на скоромное. Боитесь, вдруг «чего люди скажут»? Пусть скажут. Не бойтесь: даже если при всех подтрунят – не беда, а вот уважать сильнее будут. Если, конечно, кроме поста телесного не забудете о любви к ближним. Без которой любой наш аскетический подвиг теряет смысл.
Петров пост, как и любой из четырех многодневных постов в году, призывает нас к самосовершенствованию, к победе над грехами и страстями. В эти дни и недели мы пытаемся почувствовать правильную внутреннюю иерархию своей жизни: решаем для себя, что тело должно стремиться к душе, душа — к духу. И весь человек должен быть устремлен к Богу. Пост, то есть наше добровольное воздержание, призывает нас пройти по этому пути.
Кроме того, пост объединяет людей, верующих во Христа. Вместе постясь, мы ощущаем себя членами единой Церкви, единой общины верных Спасителю и Его заповедям. Тем самым мы признаем, что все, что проповедовал Христос, - истинно. То есть пост — это не только самосовершенствование, но и наше свидетельство всему миру о том, что мы христиане.
Не каждый из нас может поститься так строго, как это предписывает Церковь, но каждый из нас может засвидетельствовать то, что он часть Церкви, — соблюдая пост в меру своих сил и со всей искренностью.
Протоиерей Евгений Коробков,
настоятель Михаило-Архангельского храма.
Фото (фрагмент): Олег Варов/foto.patriarchia.ru