Радий Хабиров посетил производственную площадку компании «Уралинтех»
Все новости
Общество
5 Апреля 2018, 18:48

Светлое Христово воскресенье

Пасха — это восхитительный праздник, богатый на традиции.

Пасха — это восхитительный праздник, богатый на традиции. Он празднуется торжественно и радостно как верующими, так и неверующими россиянами.
Праздник Пасха всегда выпадает на начало весны. Точную дату этого торжества устанавливают по лунному календарю. В этом году она празднуется 8 апреля.
Неделю, предшествующую празднеству, страстной. Русский народ заблаговременно готовится к празднеству, выдерживая многодневный Великий пост, украшает дома и дворы, наводит везде и во всем идеальную чистоту.
Но наиболее активно начинают готовиться к Воскресению Христову с Чистого Четверга. Верующим людям полагалось встать на зорьке, чтобы непременно выкупаться и таким образом очиститься от всяческих грехов, набравшихся за весь год. И только после этого посетить храм, где необходимо было исповедоваться и причаститься. После службы быстро шли домой, чтобы внести последние штрихи в образцово-показательном порядке, перед покраской яиц и выпеканием куличей.
Вечером в светлую субботу буквально все христиане нарядно одетые, с куличами, пасхами, крашеными яйцами шли в храмы на торжественную Всенощную. Перед наступлением полуночи раздавались колокольные перезвоны, извещающие о приближении момента Воскресения Иисуса Христа. Под несмолкающие колокольные перезвоны начинали крестный ход вокруг соборов.
За 11 веков своего существования русская Пасха приобрела свою оригинальность и особый колорит. Праздничный пасхальный стол существенно выделяет этот праздник среди других православных праздников. Главными символами этого дня являются куличи и крашеные яйца. По всей Руси, начиная с Чистого четверга, выпекали куличи, готовили творожные пасхи и красили яйца. По древнему обычаю стремились к этому дню приготовить обильное угощение.
Пасха во веки веков была и остается особенно торжественным и семейным праздником. В этот день положено посещать родственников. Отправляясь в гости, с собой обязательно брали яйца. Приветствовали друг друга фразами: «Христос воскрес!» - «Воистину воскрес!», трижды целовались и обменивались крашенками. Так принято приветствовать друг друга и все последующие после Пасхи 40 дней, до Вознесения
В жилищах зажигали абсолютно все светильники и источники света, а в божьих храмах, в процессе литургии, пламенели абсолютно все лампады и свечи.
В пасхальный период есть традиция раздавать убогим, бедным, малоимущим деньги, угощения, яйца, чтобы все имели возможность насладиться светозарным торжеством – Воскресением Христовым.
Как говорилось выше, одной из главных пасхальных традиций являются крашеные яйца. Они символизируют Гроб Господень, в котором скрыта вечная жизнь. Скорлупа – это камень, который привалили к входу в скалу, где был погребен Христос. Но под скорлупой заключена новая жизнь. Красный же цвет, в который традиционно красили пасхальные яйца, указывает на страдания и пролитую кровь Христа. И в то же время он передает царское достоинство Спасителя (на востоке красный цвет считался царским).
Существует несколько традиционных видов пасхальных яиц.
Крашенками (или галунками) называются яйца, окрашенные в один цвет (преимущественно красный), без нанесения на скорлупу рисунку. С давних времен для приготовления их использовали природные красители, в первую очередь луковую шелуху. С ее помощью получали насыщенный терракотовый цвет и разной интенсивности жёлтый.
Писанки – это яйца, расписанные традиционными народными орнаментами или узорами (в основном геометрическими или растительными). В толковом словаре у В. Даля можно найти такое определение: «Писанка – расписанное разными красками въузоръ пасхальное яйцо: его пишутъ проволочнымъ крючкомъ, который макаютъ въ воскъ; положенное въ краску оно окрашивается только на пробелахъ». Писанки расписывали только сырыми, в пищу они не шли. После Троицы такие яйца было принято выдувать. Расписное яйцо превращали в птицу, приклеивая к скорлупе крылья.
Расписывать яйцо необходимо было по особой технологии, следуя правилам сочетания цветов орнамента и фона. Если эти правила нарушались, то яйцо становилось уже не писанкой, а малеванкой. Это значит, что на него наносили не традиционный узор, а свой собственный.
Крапанки – это яйца с однотонным фоном, на который наносятся узоры из полосок или пятен.
Еще один вид – дряпанки или шкрябанки. После окрашивания таких яиц на их скорлупе нацарапывался определенный узор.
Яйчатами называют декоративные яйца, изготовленные из дерева, бисера и других материалов. Их разновидностью можно считать и знаменитые яйца Фаберже.
Традиция дарить друг другу крашеные яйца в день Воскресения Христова распространилась благодаря Марии Магдалине.
Мария была первой, кому явился Христос после своего Воскресения и сказал: «не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему» (Ин.20:17).Мария Магдалина принесла Апостолам радостную весть, о том, что видела Господа. Это была первая проповедь о Воскресении.
Когда Апостолы разошлись из Иерусалима проповедовать во все концы мира, то вместе с ними ушла и Мария Магдалина. Еще до апостола Павла женщина отправилась в Рим, центр тогдашней цивилизации. Отважная ученица Христа явилась даже к императору Тиберию и рассказала о жизни, чудесах и учении Христа, о том, как Он был оклеветан иудеями и распят по приговору Понтия Пилата.
Император усомнился в рассказе о Чуде. Тогда Мария Магдалина взяла белое яйцо, которое принесла во дворец в качестве подарка, и со словами “Христос воскрес!” передала его Тиберию. На глазах у римского правителя яйцо из белого превратилось в ярко-красное.
С яйцами связаны и пасхальные игры и развлечения. Например: катание яиц, битье вареных крашеных яиц или «игра в кучки», когда яйцо закапывали в песок, а кто – то из участников должен был угадать, где оно.
С этим великим днем связано еще много интересных обычаев и традиций, которые сохранились и по сей день. Но самым главным - остается молитва. Так, в Михайло – Архангельском храме тоже пройдут праздничные пасхальные богослужения. Начнутся они 7-ого апреля в 23.30 с Литургии св. И. Златоуста По заамвонной молитве освещение артоса. По окончании Литургии пройдет освящение куличей, яиц и пасок. В Светлое Христово воскресенье 8 апреля в 17.00 произойдет встреча благодатного огня.
«Праздник из праздников», «Торжество из торжеств» встречает весь христианский мир. А вместе с ним и обновление всего, что окружает нас, чем живем мы и что творим.
Читайте нас: