Радий Хабиров посетил производственную площадку компании «Уралинтех»
Все новости
Образование
27 Августа , 10:30

Учебный с ними легок путь…

О роли завуча в школе

Учебный с ними легок путь…
Учебный с ними легок путь…

Если вы умеете проектировать работу коллектива,  организовывать выполнение намеченного,  стимулировать людей на творческую, добросовестную работу,  контролировать процесс и анализировать результаты  – значит,

Вы владеете умением управлять

М.Поташник

            В преддверии нового учебного года наш корреспондент встретился с А. В. Бочкаревой - учителем русского языка и литературы МОБУ СОШ № 1 с. Архангельское,  заместителем директора по научно-методической работе и попросил ее ответить на несколько вопросов.

- Алевтина Викторовна, Ваш выбор профессии – это цель, так сложились обстоятельства или что-то повлияло?

- Окончив школу, я четко понимала, кем хочу стать - учителем, а вот филологом или биологом - это была настоящая дилемма. Окончила Башкирский государственный педагогический институт. Начала работать в школе. Откровенно говоря, не очень нравилось…  Дала себе слово: в школу - ни ногой. Но со временем пришло понимание, что ты педагог. Педагог по жизни. И сейчас, работая заместителем директора, я, прежде всего, остаюсь именно им. Только теперь педагогом и для детей, и для взрослых.

- На Ваш взгляд, кто же такой завуч по НМР, в чем специфика этой работы?

- Во-первых, умелый администратор, который может организовать работу коллектива так, чтоб это был целостный педагогический процесс. Завуч является «учителем учителей». Поэтому во главе учителей должен стоять человек, умеющий, на мой взгляд, сплотить вокруг себя коллектив единомышленников, отношения между которыми основаны на сотрудничестве и взаимопонимании.

Во-вторых, это своеобразный «двигатель», который задаёт не только рабочий ритм в коллективе, но и создаёт комфортный микроклимат в отношениях как между учителями, так и между учениками. Именно в той среде, где комфортно всем, рождаются новые педагогические мысли. Есть свежие идеи – будут и плоды. Значит, образовательное учреждение развивается, педагог не останавливается на достигнутом, воспитанники настраиваются на лучшее. 

В-третьих,  это наставник, профессионал, чья поддержка значима в работе каждого педагога. Поэтому главная задача завуча - поиск форм, методов, подходов, помогающих ему найти себя, свой стиль, свою изюминку. Имея опыт работы в этом направлении, смело могу сравнить работу завуча с неким «мостиком» между директором и учителями, своеобразное связующее звено между двумя началами.

Наконец, заместитель директора по НМР отвечает за организацию научно-методической работы, инновационную и экспериментальную деятельность педагогического коллектива, способствующую повышению и совершенствованию его профессионального уровня. Организует олимпиадное движение и проектно-исследовательскую деятельность обучающихся. Курирует вопросы наставничества в школе. Занимается подготовкой и проведением конкурсов профессионального мастерства различных уровней и направлений. Я также  являюсь руководителем центра цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста», заведую школьным историческим музеем.  Ежедневно убеждаюсь в том, что многое в успешной организации деятельности педагогического коллектива и обучающихся зависит от того, насколько правильно построена работа в данном направлении. 

Конечно, без ошибок и проблем в любом деле не обойтись, но, как известно, не ошибается тот, кто ничего не делает.  Я пережила немало трудных периодов в жизни, когда многое было новым и не очень понятным. Но сегодня все вошло в норму, перестало вызывать бурные эмоции. Пришло понимание, что «научиться ездить на велосипеде можно, если ездить на велосипеде. Чтобы научиться писать, надо писать!».

Работа завуча разносторонняя, и важно помнить, что основная его деятельность  - это не собственный рост, а работа с педагогическими кадрами. Завуч способствует профессиональному росту педагогов, мотивирует их к самосовершенствованию, помогает им подняться на более высокую ступень педагогического труда.

Я считаю своим успехом, если под моим руководством коллеги достигают определенных результатов, получают награды за свое мастерство, я радуюсь за них и вместе с ними поднимаюсь на ступень выше.

- Как Вы относитесь к словам: «Я люблю свою работу»?

- Положительно, ведь это правда!  В нашем деле по-другому никак нельзя!

- Если бы у Вас была возможность начать жизнь сначала, Вы бы стали учителем?

- Думаю, да.  Потому что в другой профессии я себя просто не вижу. Много раз пыталась доказать обратное!!! Мне очень нравится работать с детьми. Они все разные, интересные. Рядом с ними забываешь о проблемах и заботах. Дети очень хорошо понимают, как ты к ним относишься. И отвечают тем же!

- Ваше жизненное кредо?

- Слова Д. С. Лихачева о том, что «можно по-разному определять цель своего существования, но цель должна быть – иначе будет не жизнь, а прозябание».

                    - Что бы Вы посоветовали молодым людям, перед которыми стоит выбор профессии?

- Важно выбрать такую профессию, чтобы у человека была гармония с самим собой. А это значит, чтобы из дома хотелось идти на работу, а с работы - домой.

- Ваши пожелания в канун нового учебного года коллегам по цеху?

- Дорогие педагоги, поздравляю вас с Днем знаний! Уверена, что каждый из нас с нетерпением ждет этого дня. Кто-то с радостью, а кто-то с тревогой: что год грядущий нам готовит? Я желаю нам всем оптимизма, сил и здоровья, прекрасных и толковых учеников, поменьше бюрократии и  побольше денег. А еще желаю, чтобы у нас хватало времени и внимания для родных и близких людей. С праздником!
       - Это огромная армия умных, высококвалифицированных людей, - отметил Глава Башкортостана Радий Хабиров. - Основные наши заботы и мысли – как сделать жизнь каждого педагога лучше. И мы многое делаем для этого. Приводим в порядок материально-техническую базу в школах, придумываем новые программы поддержки специалистов, заботимся о повышении квалификации, новых навыках и знаниях.

Вопросы задавала Татьяна Швецова.

Фото предоставлено А.Бочкаревой.

Автор:Татьяна Швецова
Читайте нас: