Как детям-сиротам оформить жилищный сертификат? - вопрос от жителя с. Архангельское Николая И.
Все новости
Образование
27 Октября 2023, 21:07

Радий Хабиров выступил на Международном форуме по полилингвальному образованию

27 октября в уфимском Конгресс-холле «Торатау» Глава Башкортостана Радий Хабиров выступил на пленарном заседании Международного форума по полилингвальному образованию. Он проходит в столице республики с 26 по 27 октября с участием представителей Казахстана и более 30 регионов России. На дискуссионных площадках мероприятия обсуждают лучшие практики в сфере поликультурного образования, обмениваются опытом, рассматривают перспективные направления политики в области просвещения.

Радий Хабиров выступил на Международном форуме по полилингвальному образованию
Радий Хабиров выступил на Международном форуме по полилингвальному образованию

Глава Башкортостана в своём выступлении подвёл предварительные итоги чётырёхлетнего становления полилингвального образования в республике, а также обозначил ключевые задачи дальнейшей работы в этом направлении.

– Всех нас объединяет любовь к родным языкам и забота об их будущем. Мы проводим этот форум, чтобы учиться друг у друга, обмениваться опытом, – сказал Радий Хабиров. – В Башкортостане развитие полилингвального образования началось в 2019 году с первого Всероссийского съезда учителей башкирского языка и литературы, когда мы сообща приняли решение создать в республике сеть полилингвальных школ. В том же году появились две такие гимназии в Уфе. Затем мы открыли их в Стерлитамаке, Нефтекамске, Сибае, Учалах, Хайбуллинском и Мишкинском районах. Всего их сегодня восемь.

Руководитель региона добавил, что в детских садах и школах Башкортостана обучение ведут на шести языках, а в качестве родных изучают 13 языков. Кроме того, успешно работают 56 инновационных национальных школ. Для внедрения полилингвальных образовательных практик в республике изучили успешный опыт других регионов России и зарубежных стран.

– Мы благодарны Татарстану, Северной Осетии, Узбекистану за возмож­ность поближе познакомиться с их наработками, – отметил Радий Хабиров. – Минобрнауки Башкортостана должно проработать возможность организации научно-образовательных стажировок для руководителей и педагогов полилингвальных школ и детских садов в этих регионах и государствах.

Одна из особенностей развития республиканских полилингвальных школ и гимназий – комплексный подход к совершенствованию образовательного процесса, повышению качества обучения. Так, в прошлом учебном году четверо учащихся полилингвальных школ набрали 100 баллов на ЕГЭ по химии, физике и русскому языку, 70 получили высокие баллы по русскому языку, химии, литературе, физике, истории, обществознанию и биологии. Более 20 ребят стали победителями и призёрами разных этапов Всероссийской олимпиады школьников.

– Это не просто школы, где изучают родные и иностранные языки. Это настоящие флагманы нашего образования, – подчеркнул Радий Хабиров. – Всего их посещают более 8 500 школьников. И число желающих учиться здесь с углублённым пониманием дисциплин и освоением дополнительных знаний ежегодно растёт. Главный ориентир для детей и родителей здесь – качество образовательного процесса.

Современный этап развития языковых предметов охватил и дошкольные учреждения региона. Всего в 50 детских садах Башкортостана создали более 70 полилингвальных групп. Кроме того, в Уфе открыли полилингвальный детсад.

В завершение выступления Радий Хабиров вручил государственные награды лучшим работникам сферы образования, которые вносят вклад в развитие полилингвального обучения.

***

Участники пленарного заседания обсудили приоритеты государственной политики в области сохранения и развития родных языков, а также полилингвального обучения детей и подростков. Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы России по делам национальностей Ильдар Гильмутдинов рассказал о стратегических документах, которые затрагивают эти сферы.

Он, в частности, отметил, что по поручению Президента России формируют Стратегию государственной национальной политики. Этот документ будет определять в том числе базовые принципы сохранения и развития языков народов страны. Кроме того, совместно с Министерством просвещения России подготовили Концепцию языковой политики, которую планируют утвердить в ближайшее время.

– Эти документы позволят нам в перспективе обеспечить сохранение и защиту родных языков, а в стране появится федеральный центр, отвечающий за языковую политику, – сказал Ильдар Гильмутдинов.

***

Заместитель директора Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения России Анна Тимофеева высоко оценила уровень организации форума и актуальность обсуждаемых на нём вопросов.

– Полилингвальное образование – это в первую очередь это дошкольное обучение. Дети наиболее открыты новым знаниям, которые получают в том числе в игровой форме, – отметила Анна Тимофеева. – Для детских садов и школ сегодня важна методическая поддержка, разработка пошаговых инструментов внедрения полилингвального образования. Министерство просвещения России готово поддерживать исследования в этой области.

***

Министр образования и науки Башкортостана Ильдар Мавлетбердин рассказал, что проект полилингвального образования при поддержке Главы республики в последние годы вышел на новый, современный уровень. Запрос на обучение в профильных языковых школах растёт. Родители выбирают учебные заведения, где предоставляют широкие возможности для развития детей.

– Это, безусловно, хорошее материально-техническое оснащение, широкий спектр направлений дополнительного образования, – пояснил министр. – Это и педагогический потенциал полилингвальных школ. Ведь педагоги проходят курсы языковой подготовки и повышения квалификации.

В 2020 году Правительство республики утвердило Концепцию развития полилингвальных школ. Они активно сотрудничают с вузами Башкортостана. Так, на базе учебных заведений работают инновационные площадки Башгоспедуниверситета и Уфимского университета науки и технологий по научно-методическому сопровождению полилингвального образования.

– Кроме того, министерство приступило к созданию Республиканского полилингвального образовательного центра, который расположен в Белорецком районе. Ребята смогут отдохнуть и получить там новые знания во время профильных смен и учебно-тренировочных сборов, – добавил Ильдар Мавлетбердин.

***

Ректор Башкирского государственного педагогического университета имени Акмуллы Салават Сагитов перечислил ряд актуальных вопросов развития полилингвального образования, которые требуют решения. В их числе – подготовка педагогов, способных качественно преподавать на русском, родном и иностранном языках, а также создание учебников и методических пособий.

– Исследования показывают, что основной упор при развитии полилингвального образования необходимо делать на дошкольном обучении и начальной школе. У нас в стране пока нет общей модели развития полилингвального обучения, – сказал Салават Сагитов. – К середине следующего года по поручению Главы республики мы подготовим две модели – с упором на русский или родной язык.

***

Подводя итоги дискуссии, Глава Башкортостана поручил Минобрнауки республики систематизировать предложенные на форуме идеи и инициативы, чтобы рассмотреть их на отдельном совещании.

– Нам важно понимать, куда двигаться дальше – уже с учётом нового опыта. Главное, не останавливаться на достигнутом, – резюмировал Радий Хабиров. – Мы вводим много дополнительных направлений в работу полилингвальных школ. Стараемся, чтобы в них приглашали для лекций и уроков ярких людей – лидеров спорта, культуры и различных профессий. Тем самым мы закладываем прочную базу для повышения качества образования.

Руководитель региона также поблагодарил учителей родных языков за вклад в сохранение национальной культуры и традиций и выразил признательность Министерству просвещения России за поддержку республиканских инициатив и проектов в сфере полилингвального образования.

Радий Хабиров выступил на Международном форуме по полилингвальному образованию (glavarb.ru) 

Автор:Эльвира Абдулова
Читайте нас: