В Башкирии беспилотники помогают найти и обезвредить «черных копателей»
Все новости

Наш земляк

Маршал авиации

Будущий маршал авиации Иван Иванович Пстыго родился 10 апреля 1918 г. в деревне Сухополь Инзерского сельсовета Архангельского района Башкирии в белорусской многодетной семье, переселившейся во время Первой мировой войны из Белоруссии в Башкирию. Отец Иван Григорьевич и мать Евдокия Фоминична многому научили и хорошо подготовили сына Ивана к взрослой жизни, привили ему аккуратность, добросовестное отношение к делу, огромное терпение, выносливость и работоспособность. Это именно те качества, которые необходимы при овладении летным мастерством.
По специальному набору ЦК ВЛКСМ Иван Пстыго в августе 1936 г. был направлен в Энгельское военное авиационное училище летчиков. За четыре года обучения он освоил полеты на самолетах У-2 (По-2), Р-5, Р-6 и на скоростном, по тем временам, бомбардировщике СБ. Окончив с отличием училище в 1940 г., он получил звание лейтенанта и убыл в 211 бомбардировочный авиационный полк 20 смешанной авиадивизии, который базировался в Молдавии.

Иван Иванович Пстыго прошел всю Великую Отечественную войну – от командира звена самолетов Су-2 до командира штурмового авиаполка самолетов Ил-2. Он совершил 164 боевых вылета, лично сбил два самолета противника. Он – единственный летчик-штурмовик, награжденный семью орденами Боевого Красного Знамени.

Первый боевой вылет Иван Пстыго выполнил 22 июня 1941 г. Летая на Су-2, в первые, самые трудные дни войны, он совершил 21 боевой вылет, поддерживал с воздуха части Одесского военного округа, вошедшие в состав Южного фронта. В одном из полетов Су-2 был подбит, летчик на горящей машине тянул к расположению своих войск около 100 км и приземлился в поле. Потом «марш-бросок» в 600 км до Полтавы, возвращение в свой полк, где его уже считали погибшим.

С июля 1942 г. И. И. Пстыго стал воевать на штурмовике Ил-2, «летающем танке», совершив около 100 боевых вылетов.
22 августа 1942 г. командир эскадрильи И. И. Пстыго получил очередное ответственное задание по уничтожению переправы через Дон. В результате атаки тройкой штурмовиков задача была выполнена. Одним точным ударом летчики надолго сорвали переправу войск противника. За успешное выполнение этого и других заданий старший лейтенант И.И. Пстыго был награжден вторым орденом Красного Знамени и ему было присвоено воинское звание «капитан».
С декабря 1943 г. и до конца войны И. И. Пстыго успешно командовал 893 штурмовым авиаполком 307 штурмовой авиационной дивизии на 3-м Белорусском и 1-м Украинском фронтах. Полк под его командованием наносил штурмовые удары по немецко-фашистским войскам в Белорусской, Вильнюсской, Каунасской, Висло-Одерской и Берлинской операциях. Вместе с войсками 3-го Белорусского фронта полк И. И. Пстыго с боями пролетел, проехал, прошагал по центральной части Белоруссии. Он до этого никогда не был на родной земле своих предков, потому что она долгое время была под властью панской Польши. При перелете с 3-го Белорусского на 1-ый Украинский фронт, он по полетной карте легко нашел деревни Хвалово и Криницу Гродненской губернии, заложил глубокий крен и сделал вираж над ними. Заключительный полет в ходе Великой отечественной войны И. И. Пстыго совершил 11 мая 1945 г.

Такому человеку, как Иван Иванович Пстыго, прошедшему войну «насквозь» и не раз смотревшему смерти в глаза, известен ответ на вопрос о воинской удаче. Достаточно сказать, что его родители дважды получали сообщение, что их сын не вернулся с боевого задания. Однажды разорвался вблизи снаряд, осколками разнесло кабину, разбило шлемофон, спинку сиденья. Только через 20 лет после Победы, когда он лежал в госпитале, хирурги извлекли из затылочной части черепа 6 мелких осколков того снаряда. Не считая этого, он прошел войну без ранений. Это ли не пример везения?

Из воспоминаний Ивана Ивановича Пстыго: «Я не набожный и не фаталист. Я убежденный атеист. И все-таки жизнь, ее перипетии заставили меня посмотреть на некоторые события с позиций судьбы».
Окончив в 1947 г. Липецкие Высшие офицерские летно-тактические курсы, И. И. Пстыго получил назначение на должность заместителя командира 96 штурмовой авиационной Амурской дивизии на Сахалине. А летом 1949 г. стал командиром 95 смешанной авиационной дивизии 29 Воздушной армии и служил на Чукотке.
После восьми лет авиационной службы на Чукотке, Камчатке и Сахалине он, уже в генеральском звании, поступил в Высшую военную академию имени К. Е. Ворошилова. После двух лет учебы в 1957 г. он был назначен заместителем командующего 76 Воздушной армии Ленинградского военного округа, а в 1958 г. - первым заместителем командующего и членом Военного Совета 24-й Воздушной армии Группы Советских войск в Германии (ГСВГ). В его подчинении находилась группировка численностью 64 тыс. человек личного состава и 1700 самолетов. В год сбивали до семи самолетов-нарушителей.
В 1975 г. ему присвоено высшее воинское звание – маршал авиации.
Спустя много лет после окончания войны, закончив работу в небе, имея доступ к архивным материалам, маршал авиации И. И. Пстыго провел большую аналитическую работу и сделал научно-обоснованные выводы о подготовке к войне и причинах жестоких поражений нашей армии в 1941-1942 гг. Он воевал на нескольких фронтах, был знаком и встречался со многими военачальниками и изучил мемуары выдающихся полководцев.

В своих книгах опытный боевой летчик неоднократно обращает внимание на психологические качества, которыми должен обладать перспективный и результативный летчик.
Основной принцип, которым И.И. Пстыго всегда руководствовался в своих решениях, – добросовестный труд на благо Отечества и ответственность за порученное дело.
За личное мужество и отвагу, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны, большой вклад в подготовку и повышение боевой готовности войск в послевоенный период, освоение сложной боевой техники Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 апреля 1978 г. маршалу авиации Ивану Ивановичу Пстыго присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Он награжден орденами Ленина, Октябрьской Революции, Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями и иностранными орденами.
28 апреля 2008 г. Президент Российской Федерации Владимир Путин в Екатерининском зале Кремля вручил ему орден «За заслуги перед Отечеством» 3-ей степени.

Всего за плечами Ивана Ивановича 59 лет военной службы. Им освоено 52 типа самолетов, летный стаж – 42 года, налет – 7500 часов.
23 февраля 2009 года в возрасте 90 лет его сердце перестало биться.

Подготовила Татьяна Швецова.

Фото предоставлено Любовью Горшениной.

Читайте нас: