18 мая в Уфе Глава Башкортостана Радий Хабиров ознакомился с ходом строительства Восточного выезда из города – одного из крупнейших транспортных проектов в Приволжском федеральном округе. Недавно строители завершили на объекте надвижку моста через реку Уфу.
Напомним, проект Восточного выезда реализуют на принципах государственно-частного партнёрства. Он предусматривает строительство тоннеля протяжённостью 1 276 м, прокладывать который начали ещё в 1992 году, возведение моста через реку Уфу и устройство автомобильной дороги до федеральной трассы М-5. Ввести объект в эксплуатацию планируют в конце 2023 года.
К масштабным работам на Восточном выезде приступили в 2020 году. А в марте 2021 года здесь соединили западное и восточное направления автомобильного тоннеля. В феврале 2022 года строители начали надвижку пролётного строения моста длиной 470 м. В сутки конструкцию продвигали на 15 м. В течение ближайших трёх месяцев мост при помощи домкратов установят на постоянные опоры.
Глава Башкортостана осмотрел транспортную развязку на пересечении с проспектом Салавата Юлаева, проехал по тоннелю и прошёл по мосту через реку Уфу. Радий Хабиров обсудил с руководством Минтранса региона и представителями подрядных организаций планы по завершению масштабного проекта.
Генеральный директор «Башкирской концессионной компании» Асабали Закавов сообщил, что на начало мая готовность моста составляет около 80 процентов. В процессе возведения объекта часть зарубежных материалов заменили на российские. Летом строители приступят к устройству дорожного покрытия из литого асфальтобетона. Для этого уже завершают монтаж асфальтового завода.
***
В беседе с журналистами Глава Башкортостана оценил качество выполненных на объекте работ и рассказал о важности Восточного выезда для транспортной системы региона.
Стенограмма подхода к прессе:
КОРР.: Радий Фаритович, Восточный выезд – это объект с очень долгой историей. Почему всё-таки решили завершить его?
Радий ХАБИРОВ: Во-первых, этот объект нужен для транспортной системы Уфы. Строительство объекта началось в 1990-е годы. Засыпать тоннель было бы крайне нерачительно. Поэтому мы искали разные варианты решения проблемы. Итогом стало заключение концессионного соглашения.
Были серьёзные споры по сумме контракта. Я признателен, что все стороны учли позицию республики и, на мой взгляд, сформировали обоснованную цену проекта. Который в дальнейшем поддержало Правительство России.
К строительству удалось привлечь крупную и компетентную компанию, которая входит в турецкий холдинг «Лимак». Она качественно выполняет все необходимые работы.
Второе. Мы очень внимательно ведём этот объект. Потому что его возведение проходит в непростых условиях. Произошло удорожание проекта. Всё это приходилось обсуждать с Правительством Российской Федерации.
Надо понимать, что это концессионное соглашение – самое большое в Приволжском федеральном округе, и в целом большой инфраструктурный проект для страны. Здесь было найдено правильное финансовое решение. И сам объект технически очень сложный. Здесь сложные многослойные грунты, очень протяжённый тоннель и мостовой переход. В целом это очень серьёзный инженерный объект, которым мы гордимся. И эстетически он очень красив.
В этом году или в первом квартале следующего года мы завершим и введём Восточный выезд в эксплуатацию. Доведём эту трассу пересечения с проспектом Салавата Юлаева. Дальше будем работать над тем, чтобы «пробить» транспортный коридор через улицу города Галле до трассы М-7. Это следующий этап проекта, которой по плану завершится в 2025 году. Если брать эффективность этого выезда за 100 процентов, то в тот момент, когда мы соединимся с проспектом Салавата Юлаева, он заработает 70 процентов. Это очень существенно. Мы разгрузим автомобильный мост через Белую в створе улицы Воровского. Это будет способствовать повышению стабильности транспортной системы нашей республики.
КОРР.: Как вы оцениваете работу компании концессионера?
Радий ХАБИРОВ: Мы благодарны Башкирской концессионной компании. Мы очень тщательно «сбивали» параметры контракта, поскольку объект не простой и очень масштабный. Возникает много неожиданностей. Кто мог предполагать, что удорожание проекта составит несколько миллиардов рублей? Мы формировали экономически обоснованные параметры по деньгам, по срокам и техническим решениям. Все участники этой работы справились на «отлично».
КОРР.: Восточный выезд – это важный этап развития транспортной инфраструктуры Уфы. А что он даёт в целом для Башкортостана?
Радий ХАБИРОВ: На самом деле это даже не республиканский, а федеральный проект. Мы соединяем две очень загруженные федеральные трассы М-5 и М-7. Это настоящая гордость нашей транспортной инфраструктуры.
КОРР.: Новая дорога даст перспективы для развития Зауфимья?
Радий ХАБИРОВ: Безусловно. Уфа уже застроена. Сегодня в границах уфимского полуострова остаются небольшие объёмы строительства. Поэтому нужно развивать новые площадки Забелья и Зауфимья. Раньше их освоение сдерживало отсутствие водоснабжения.
Сейчас мы строим в этих районах сети для водоподведения. Это очень важный ресурс для жилищного строительства. Мы также ведём переговоры с Правительством России о дополнительном финансировании программы «Стимул» для создания и сетей канализации. Как только мы решим эти вопросы, получим большие территории для промышленной застройки.
КОРР.: Как вы оцениваете темпы строительства?
Радий ХАБИРОВ: Сейчас строительные работы идут по установленному графику. Мы набрали очень хорошие темпы. И если бы федеральное финансирование можно было ускорить, то мы бы завершили проект ещё раньше. Сейчас планируем сдать объект в конце 2023 года. Мы с нашими строителями из турецкой компании, которые привезли большое количество техники и набрали необходимые компетенции, сегодня обсуждаем, где ещё можно поработать такой слаженной командой.