В обязанности магазина перед клиентами по отпуску товара входит:
Это далеко не все положения, но основные.
Как обманывают покупателей на ценах?
Магазины, в которых промышляют обманом покупателей на ценах, зачастую несоответствие сразу выявляется, и они долго не задерживаются на конкурентном рынке. В зале стоимость может быть указана верно, а вот на кассе выходит совсем другая. Почему?
Возможны случаи, когда продавцы просто ошибочно ставят цену, но это тоже нарушение прав потребителей. Покупатель не должен нести убытки из-за ошибок продавцов.
Ответственность несет магазин или продавец?
Возникают спорные моменты не только среди покупателей и продавцов-кассиров. Работники магазина зачастую становятся заложниками ситуации, когда неграмотное вышестоящее руководство их обманывает. При выявлении случаев несоответствия цен, увольняют и обвиняют сразу кассиров и продавцов. В таких случаях, опираться нужно только на законы и при желании можно доказать свою невиновность. Однако, такие случаи крайне редки. Чаще всего коллектив магазина действует сообща.
Ответственность несут все за обман покупателей и воровство денежных средств, с целью личного обогащения.
Что делать покупателю в такой ситуации и куда обращаться?
В первую очередь, необходимо ознакомиться с законами, которые позволят вам отстоять свою правоту в конфликтной ситуации. Ведь в магазине наотрез будут отрицать свою вину. Покупатель вправе потребовать возместить ущерб (в виде денежной компенсации), в двойном размере. Если персонал отказывается это сделать, то стоит напомнить им о законных правах потребителей УК РФ:
√ ст. 426 ГК РФ. «Торговое предприятие не может поменять ценник для покупателя, если выявлено несоответствие цены»;
√ п. 2 ст. 10 ЗоЗПП. «Цена – это обязательный пункт для информирования покупателя»;
√ п. 1 ст. 10 ЗоЗПП. «Продавец должен своевременно и в полном объеме информировать потребителя о товаре»;
√ п. 11 ч. 1 Постановление № 55. Если вы заметили разную цену и, сообщив об этом продавцу, он соглашается продать товар по верной стоимости, объяснив это ошибкой, то начинать отстаивать свои права не придется. А вот в противоположной ситуации, когда вы слышите прямой отказ или еще хуже того, заметили в чеке завышенную цену, то необходимо обязательно разобраться в данной ситуации.
Нужно зафиксировать нарушение прав потребителей, сфотографировать цену, снять на видеокамеру происходящее, записать разговор на диктофон и сохранить чек.
Вы можете оставить отзыв в книге жалоб, которую подменить нельзя. У каждой книги жалоб имеется свой регистрационный номер, ее проверяет Роспотребнадзор и фиксирует правонарушения. Отзыв может прочесть владелец магазина, который наверняка не заинтересован в происходящем, ведь на кону репутация или большой штраф.
Если в такой момент вы находитесь в магазине не в одиночестве, то попросите при продавцах друга стать свидетелем обмана.
Куда обращаться и как правильно составить заявление?
Если вам отказывают в возврате денег от разницы в цене, хамят и категорически отрицают свою вину, то стоит предпринять более жесткие действия:
Образец претензии вы можете найти на сайте Министерства торговли и услуг, на сайте администрации муниципального района Архангельский район, а также на сайте Архангельского сельского совета. В отделе экономики вам окажут помощь в написании претензии.
Телефон горячей линии Управление Роспотребнадзора по Республике Башкортостан 8-800-700-90-30.
Наталья Кириллова,
начальник отдела экономики.