Идём к победе вместе: фонду «Всё для Победы!» исполнилось два год
Все новости
Общие статьи
23 Ноября 2018, 12:34

Необходимость дальнейшего совершенствования системы первичного учета

В последнее время увеличилось количество жалоб граждан, в том числе в адрес депутатов всех уровней, на «поборы» управляющих организаций, выраженные в форме запредельного роста платы за жилищно-коммунальные услуги, в частности «за ОДН». Многие граждане-потребители путают понятия «места общего пользования» и «общедомовые нужды» и считают, что ОДН – это плата за лампочку в подъезде.
Так в чем же их различие? Плата за места общего пользования – это плата за потребление общедомового оборудования (лифты, индивидуальные тепловые пункты, системы освещения подвалов, чердаков и т.д.), определенное по прибору учета либо нормативу. ОДН – это расчетная величина, которая определяется как разница между расходом по общедомовому прибору учета и суммой расходов всех собственников помещений дома (по приборам учета либо нормативу). Таким образом, ОДН всегда включает в себя плату за места общего пользования и в идеале должна соответствовать ей по размеру.

ОДН по-новому…

29 июня 2015 года Федеральным законом № 176-ФЗ в статью 156 Жилищного кодекса РФ (ЖК РФ) была введена часть 9.1, которая кардинально изменила состав размера платы за жилое помещение – в ее состав были включены расходы на оплату холодной и горячей воды, электрической и тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Частью 9 статьи 12 Закона установлено, что положения части 1 статьи 156 ЖК РФ применяются с 1 апреля 2016 года.
Рассмотрим отрицательные и положительные стороны данной схемы для различных категорий участников правоотношений.
Исключение платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды (ОДН) из состава стоимости коммунальных услуг позволяет снизить стоимость коммунальных услуг, что влечет за собой возможность повышения их стоимости на индивидуальные нужды на большую в абсолютном значении величину, не выходя при этом за рамки предельных индексов. В то же время расходование на оплату коммунальных услуг на ОДН части средств, предусмотренных на содержание и ремонт общего имущества, естественно, приведет к дефициту этих самых средств. И управляющая организация, осуществляющая работы по содержанию и ремонту, в данном случае будет вынуждена обратиться к собственникам с предложением о повышении действующего тарифа как минимум на величину стоимости коммунальных услуг на ОДН, либо отказаться от исполнения части работ по содержанию и ремонту.
Следует также отметить, что в случае утверждения собственниками тарифа на содержание и ремонт в виде некоторой постоянной стоимости в рублях с квадратного метра, и вхождении в этот тариф оплаты коммунальных услуг на ОДН, стоимость которых является величиной переменной, у управляющей организации возникают проблемы с прогнозом поступления средств и планированием бизнес-процессов.
Таким образом, отрицательными последствиями включения стоимости коммунальных услуг на ОДН в тариф по содержанию общего имущества для управляющих организаций можно считать высокий риск снижения доходов, ухудшение качества планирования бизнес-процессов, высокая вероятность роста негатива со стороны собственников, увеличения количества жалоб, и, следовательно, количества проверок надзорными инстанциями со всеми вытекающими последствиями.
Необходимо также заметить, что прямую обязанность управляющей организации оплачивать в пользу ресурсоснабжающих организаций стоимость коммунальных услуг на ОДН независимо от собираемости этих средств с собственников тоже нельзя назвать положительным фактором, т.е. положительных моментов для управляющих организаций в данном случае нет!
Для собственников и нанимателей помещений негативными последствиями можно считать необходимость повышения тарифа на содержание и ремонт и высокий риск повышения стоимости коммунальных услуг на индивидуальное потребление, что в совокупности приведет к весьма существенному повышению общей стоимости потребляемых жилищно-коммунальных услуг. Единственным позитивными моментом можно считать исключение из квитанций строк с аббревиатурой «ОДН» и прекращение споров и конфликтов по этому поводу.
Для ресурсоснабжающих организаций можно отметить такое положительное последствие, как возможность повышения стоимости коммунальных услуг выше установленных предельных индексов. Кроме того, в домах с непосредственным управлением «ресурсники» теряют необходимость взыскивать стоимость коммунальных услуг на ОДН с собственников и нанимателей помещений и получают возможность брать эти средства с управляющей организации, осуществляющей содержание и ремонт таких домов, то есть отрицательных последствий для ресурсоснабжающих организаций, в общем-то, и нет!
Причины возникновения огромных счетов за ОДН
На мой взгляд, проблема ОДН является системной, связанной, прежде всего, с особенности первичного учета потребляемых энергоресурсов, нежели со злым умыслом недобросовестных управляющих организаций и должников-потребителей.
Несмотря на распространенное негативное мнение, управляющие организации и поставщики коммунальных ресурсов - люди обязательные, снимают показания общедомовых приборов, как правило, в одно и то же время (обычно 25-26 числа каждого месяца). То есть расход за текущий месяц определяется достаточно точно и с постоянным интервалом.
Собственники помещений же, люди не всегда ответственные и предсказуемые. Как делает большинство, мы все знаем – вписывают показания в квитанцию в день оплаты.
Ситуация усугубляется тем, что все платят в разное время – кто-то сразу после получения квитанции, кто-то в день зарплаты, кто-то после получения пенсии, «не отходя от кассы». Как следствие, поставщику коммунальных ресурсов поступают разные данные о расходе за разные периоды времени в течение всего месяца.
Как же в итоге считается расход ОДН в конце месяца?
Поставщик услуг точно знает, сколько дом потребил в текущем месяце (он сам снял показания с общедомового прибора учета либо ему их передала сетевая организация). У него есть данные по большинству собственников, которые они передали вместе с оплаченными квитанциями. Так в чем же проблема? Проблема в том, что расход дома у поставщика за текущий месяц, а расходы собственников хоть и переданы в текущем месяце, однако, по сути, отражают расход за предыдущий месяц. А так как люди часто платят в разные числа, то они передают показания за неполный месяц - кто-то за 15 дней, кто-то за 20 дней, кто-то за 30 дней (причем каждый месяц по-разному). Поставщику деваться некуда - по закону показания приборов учета принимаются в том месяце, в котором они получены. В итоге, когда всё это суммируется, получаются те суммы, которые мы видим в своих квитанциях.
Есть ли решение данной проблемы?
Необходимо дальнейшее совершенствование системы первичного учета. Чтобы ОДН не превышала плату за места общего пользования необходимо соблюдать следующие условия:
1. Все приборы учета в квартирах собственников сопоставимого с общедомовым прибором учета класса точности;
2. Все собственники точно снимают показания и передают их в тот же момент времени, когда снимаются показания общедомового прибора учета.
Если хоть одно из этих условий не выполняется, плата за ОДН, скорее всего, будет отличаться от платы за места общего пользования. И чем больше разрыв между этими параметрами, тем больше в Вашем доме запущена ситуация с первичным учетом.
В перспективе проблема с ОДН, скорее всего, будет решаться введением автоматизированных систем учета, то есть с помощью приборов учета с дистанционным считыванием - это позволит снимать показания во всём доме в один момент времени.

Максим Копейкин,

депутат Совета муниципального района.

Читайте нас: