Радий Хабиров посетил производственную площадку компании «Уралинтех»
Все новости
Общие статьи
12 Марта 2018, 11:14

Итоги работы налоговой службы

Состоялось заседание расширенной коллегии ФНС России, на котором руководитель Службы Михаил Мишустин подвел итоги работы налоговых органов за 2017 год и обозначил основные задачи на будущие периоды.

В 2017 году ФНС России обеспечила рекордные за последние 5 лет темпы роста налоговых поступлений в консолидированный бюджет страны – более 17,3 трлн рублей, что почти на 20%, или на 2,9 трлн рублей больше, чем в 2016 году. Увеличение поступлений составило 3,1% к ВВП. В федеральный бюджет поступило - 9,2 трлн руб., прирост составил 32%. Показатели закона о федеральном бюджете на 2017 год исполнены на 102,6% (дополнительно поступило 228 млрд руб.). 60% (1,7 трлн рублей) прироста поступлений обеспечили ненефтегазовые доходы. Драйверами роста стали налог на прибыль – 3,3 трлн руб. (рост на 18,8%) и НДС – 3,1 трлн руб. (рост на 15,5%). Двузначные темпы роста также показали: акцизы – 1,5 трлн руб. с ростом на 17,6%; имущественные налоги – 1,2 трлн руб. с ростом на 11,9%; НДФЛ – 3,3 трлн руб. с ростом на 7,7%, что выше роста зарплаты, которая в 2017 г. выросла на 7,2%.
Прирост поступлений по ненефтегазовым доходам произошел не только благодаря росту ВВП и законодательным изменениям. Около 400 млрд руб., или четвертая часть в структуре прироста, обеспечены за счет налогового администрирования, что говорит о сокращении теневого сектора экономики и формирования более прозрачной и конкурентной деловой среды.
─ Создаваемая нами цифровая технологическая платформа позволяет непрерывно работать с гигантским массивом данных, совершенствовать взаимодействие с налогоплательщиками, – сказал Михаил Мишустин. – Для нас важно понимать каков был эффект администрирования на протяжении всего времени внедрения новых технологий.
Так, с 2013 г. налоговые поступления (без НДПИ) выросли на 4,5 трлн руб. (с 8,8 до 13,3 трлн руб.), или в полтора раза. В реальном выражении за 5 лет рост ненефтегазовых доходов составил 17,7%, при росте экономики на 1,2%. В целом с 2013 г. рост налогов на 16 процентных пунктов опередил рост экономики, за счет чего бюджет дополнительно получил 1,9 трлн руб. Руководитель ФНС России обратил внимание, что в рамках проекта по администрированию иностранных организаций, оказывающих электронные услуги, компаниями задекларировано 9,4 млрд рублей. На налоговый учет добровольно встали 143 крупнейшие иностранные организации.
Одной из основных задач для налоговых органов в 2017 году стало обеспечение эффективного администрирования страховых взносов. По итогам года во внебюджетные фонды поступило 5,8 трлн рублей, на 9,1% (на 483 млрд рублей) больше 2016 года, в т. ч. в бюджет Пенсионного фонда – 4,5 трлн рублей, что на 8,7%, или почти на 360 млрд рублей больше, чем в 2016 году. Дополнительно к уточненному бюджету ПФР поступило 42 млрд. рублей, к бюджету ФОМС – 27 млрд. рублей. При этом темп роста поступлений страховых взносов на 1,9 процентного пункта превысил темп роста среднемесячной заработной платы (107,2%).
Проведена большая работа по урегулированию задолженности по страховым взносам. Из 522 млрд руб. задолженности, принятой от государственных внебюджетных фондов, образовавшейся на 1 января 2017 г., урегулировано более 173 млрд руб..
─ Значительную долю составила накопленная задолженность индивидуальных предпринимателей, рассчитанная исходя из восьмикратного размера МРОТ в случае непредставления отчетности – 111 млрд. рублей на начало 2018 года. Данная задолженность не может быть взыскана в полном объеме в связи с фактическим отсутствием доходов или прекращением налогоплательщиками предпринимательской деятельности без снятия с налогового учета, – пояснил Михаил Мишустин. – Во избежание социальной напряженности руководством страны было принято решение о её списании…
Внедрение в работу инновационных технологий позволило концептуально поменять парадигму контрольной работы, планомерно снижать административную нагрузку на налогоплательщиков. По итогам 2017 года количество выездных налоговых проверок снизилось на 23%, при этом их результативность выросла в 1,4 раза. Сегодня основной акцент Служба делает на побуждение налогоплательщиков к созданию прозрачной налоговой среды и добровольному уточнению налоговых обязательств. В 2017 году по результатам аналитической работы, в бюджет дополнительно поступило 56 млрд руб., что в 2 раза больше чем в 2016 году.
В 2017 году наметился очень важный тренд при применении института банкротства. Службой усилена роль согласительных процедур, направленных на погашение задолженности в рассрочку для сохранения бизнеса, рабочих мест, а также деловой репутации налогоплательщика. Заключено 741 мировое соглашение, что на 19% больше, чем в 2016 г. Поступления в бюджет составили 4,2 млрд руб. и выросли по сравнению с 2016 г. более, чем в 3 раза.
Более 500 тысяч налогоплательщиков зарегистрировали 1,6 млн касс. Пробито 28 млрд. чеков на сумму свыше 18,7 трлн руб., включая НДС – более 1,6 трлн. руб. Ежедневно пробивается более 120 млн. чеков. По разным подсчетам выручка по каждой кассе в 1,5 раза больше, чем была до реформы.
В 2017 году для защиты населения от недоброкачественных лекарств и оперативного вывода недоброкачественных препаратов из оборота Службой реализован проект по маркировке лекарств, к которой подключились уже порядка 2 тысяч участников. Зарегистрировано более 222 лекарственных препаратов, промаркировано более 8 млн упаковок.
Одна из задач Службы на ближайшую перспективу – обеспечение транспарентности рынка на основе достоверной информации о товарообороте в масштабах страны. Служба уже приступила к этой работе – запущен пилотный проект по автоматическому отражению вывода меховых товаров из оборота через продажу в рознице. В перспективе вся фискальная информация автоматически будет отражаться в системе ГИС Маркировка через онлайн-чек.
Налоговые органы реализуют множество масштабных проектов, на которые государство выделяет значительные средства и Служба проводит оценку эффективности государственных инвестиций. Так, при росте поступлений в полтора раза за 5 лет, расходы на содержание налоговых органов выросли всего на 20% (в сопоставимых условиях без расходов на администрирование страховых взносов).
Читайте нас: