Как детям-сиротам оформить жилищный сертификат? - вопрос от жителя с. Архангельское Николая И.
Все новости
Общество
7 Мая , 16:28

Вами славится земля. Часть 2. Пелагея Голованова

Ее трудовая биография началась в 13 лет. Была телятницей, цыплятницей, дояркой. Часто забирали на лесозаготовки. Маленькая Поля (так любя называли ее мама с папой) научилась плести лапти. В деревнях это самый ходовой товар. Нужны всегда, в любое время года, всех размеров. 

Дом Пелагеи Степановны нашли быстро. Как проехать, подсказала героиня предыдущей заметки, Валентина Панина.

Высокий крепкий дом когда-то распахивал двери своим обитателям. Теперь же они приходят в него проведать пожилую маму, помочь в делах.

Несмотря на пожилой возраст, она самостоятельная, невероятно энергичная и позитивная. Всегда сама ходит на выборы, хотя могла бы сидя дома подождать переносную урну для голосования.  

Труженице тыла, ветерану труда П. С. Головановой в следующем месяце исполнится  93 года. За этими цифрами – тяжелое военное детство, юность, наполненная колхозными буднями и надеждами на светлое будущее.

Она и ее супруг родом из этих мест. Шестидворка, так называли в старину маленькую деревеньку возле Магаша.

Михаил Григорьевич стал ее первой и единственной любовью. 63 года они прожили душа в душу, подарили жизнь четверым детям.

– У меня сейчас девять внуков и столько же правнуков, – точно подсчитала бабушка. У нее удивительная память, поименно помнит друзей детства, молодости, тех, с кем ей довелось работать.

Михаил Григорьевич после службы в армии вместе с молодой женой и ребенком отправился на целину. Его туда позвал с собой брат Василий, секретарь комсомольской организации. Навсегда запомнились Пелагее Степановне бескрайние казахстанские степи.

Через некоторое время семья решила вернуться на родину. Сначала жили в небольшой избе, потом глава семьи заложил фундамент нового дома, в котором и ныне проживает наша героиня.

Ее трудовая биография началась в 13 лет. Была телятницей, цыплятницей, дояркой. Часто забирали на лесозаготовки.

Маленькая Поля (так любя называли ее мама с папой) научилась плести лапти. В деревнях это самый ходовой товар. Нужны всегда, в любое время года, всех размеров. 

Отец и двое ее братьев были на фронте, с мамой их оставалось четыре сестры.

– «Тяжело» – это было не то слово. Сколько гектаров мы крапивы съели, не сосчитать. В округе ни травинки не было, все собирали, делали травяную муку, из нее пекли лепешки. Все старались попасть на работу в колхоз. За трудодень каждому работнику выдавали по одной ложке муки или по три ложки пшена, или же по одной картофелине. Мама ходила сначала одна, нас очень жалела. Но прокормить пятерых на 1 пайку невозможно. Это, считай, голодная смерть. Вот и пришлось нам тоже выходить на работу с мамой, – рассказывает Пелагея Степановна.

Отлично она помнит и День Победы.

– В тот день мы ходили на посадку леса. Идем обратно, видим, к нам бабка одна бежит и кричит: «Война кончилась!». Мы стали радоваться, кричать, обниматься, плакать. Это чувство, которое мы испытали тогда, не передать словами, – сминая кончик платка посмотрела она в окно, словно вновь увидела там, на поле в мае 45-го, прыгающих от счастья себя и своих товарищей. 

К счастью, ее отец и братья вернулись домой живыми. Папу и мужа его семья смогла обнять лишь в 1951 году. После войны не всех солдат отпустили по домам, многих отправляли служить на рубежи Отчизны.

Всем вчерашним фронтовикам, труженикам тыла, дождавшимся и не дождавшимся своих близких с кровавых полей Великой Отечественной, предстояла огромная работа – поднимать колхозы, страну, строить новую жизнь.

– Моя мама дожила до 97 лет, а ее отец, дедушка Максим, – прожил 103 года, может быть, и я доживу до их лет, – сказала с улыбкой на прощание труженица тыла. Я ее уверила, что впереди у нее еще не один юбилей.

Автор:Эльвира Абдулова
Читайте нас: