Перед запуском новой автодороги Глава Башкортостана ознакомился с её основными характеристиками. Проект Восточного выезда реализовали на принципах государственно-частного партнёрства. Он включал строительство тоннеля протяжённостью 1 276 м, который начали прокладывать ещё в 1992 году, возведение моста длиной 2,7 км через реку Уфу и устройство 10-километровой автомобильной дороги до федеральной трассы М-5.
К масштабным работам на Восточном выезде приступили в 2020 году. А в марте 2021 года здесь соединили западное и восточное направления автомобильного тоннеля. В феврале 2022 года строители начали надвижку пролётного строения моста длиной 470 м, которую завершили весной 2023 года.
Перед началом церемонии руководитель региона выразил признательность участникам проекта Восточного выезда и вручил благодарности Главы Башкортостана сотрудникам Транспортной дирекции республики.
– Это долгожданный объект для жителей Башкортостана. Искренне благодарю всех, кто принимал участие в возведении Восточного выезда. Прежде всего руководителей, которые в 1990-е годы приняли решение строить новую дорогу. Хочу сказать спасибо управленческой команде нашей республики, Группе ВТБ, холдингу «Лимак». И, конечно, мы благодарим Президента России. Без его решения у нас не было бы мощной федеральной поддержки, – сказал Радий Хабиров. – Мы от души благодарим и строителей, которые своим самоотверженным трудом создали уникальный инфраструктурный объект. Для Уфы, которая с трёх сторон окружена реками, Восточный выезд имеет стратегическое значение. Впереди – ещё один этап строительно-монтажных работ, который позволит соединить новую дорогу с федеральной трассой М-7. Подготовку к нему уже начали. Поздравляю уфимцев, жителей Башкортостана с открытием Восточного выезда.
На церемонии запуска в режиме видеосвязи выступил вице-премьер Правительства России Марат Хуснуллин.
– Создание транспортного коридора, организация нового выезда из Уфы на федеральную трассу М-5 начинались в 1992 году. Это был один из долгостроев, который благодаря поддержке нашего Президента Владимира Владимировича Путина, системной работе Правительства страны вместе с республикой нам удалось претворить в жизнь, – отметил Марат Хуснуллин. – Восточный выезд – это уникальный транспортный проект не только для Башкортостана, но и для всей России. Он окажет существенное влияние на социально-экономическое развитие региона, увеличит градостроительный потенциал Уфимской агломерации. Хочу сказать спасибо вашей управленческой команде, Радий Фаритович, за высокие темпы строительства жилья. Уфа является одним из лидеров в этом направлении. И новая дорога позволит поддерживать эти высокие темпы развития города. Восточный выезд снизит нагрузку на действующую улично-дорожную сеть, повысит инвестиционную привлекательность всей республики.
Вице-премьер добавил, что для дальнейшего развития градостроительного и логистического потенциала Башкортостана в рамках создания автомагистрали М-12 строят участок автодороги Дюртюли–Ачит проятжённостью порядка 140 км. Таким образом, вкупе с Восточным выездом регион получит два современных транспортных объекта.
Глава Башкортостана Радий Хабиров в свою очередь поблагодарил Правительство России за эффективную совместную работу по развитию транспортной инфраструктуры республики.
– Благодаря поддержке Президента и Правительства страны объёмы дорожного строительства в Башкортостан сейчас носят беспрецедентный характер. Восточный выезд является уникальным объектом. Здесь, мы, действительно, наработали определённый инженерный и научный потенциал. А главное, что эта дорога сделает жизнь наших людей лучше, – подчеркнул Радий Хабиров. – Перед республикой, действительно, стоит важная задача увеличения объёмов строительства жилья. И новая автодорога откроет для этого перспективные территории Зауфимья. Наши строители готовы работать, будем двигаться вперёд.
Значимость нового объекта отметил президент, председатель правления банка ВТБ Андрей Костин.
– Восточный выезд создаёт новую инфраструктуру движения в направлении Уфы и Зауфимья, улучшает качество городской среды, создает стимул для освоения новых перспективных территорий городской застройки, – сказал Андрей Костин. – Группа ВТБ обладает большим опытом в реализации социально значимых инфраструктурных проектов в России, подобные инициативы дают существенный мультипликативный эффект для развития смежных отраслей и регионов, их реализация крайне важна для развития экономики страны.
С открытием Восточного выезда жителей региона также поздравил заместитель Федерального дорожного агентства «Росавтодор» Игорь Костюченко.
После церемонии запуска руководитель региона также проехал через тоннель Восточного выезда, а затем осмотрел диспетчерскую и пункт взимания платы. Отметим, до 1 апреля 2024 года проезд по трассе будет бесплатным. Далее его стоимость составит 20 и 100 рублей для легковых автомобилей, 50 и 250 – для грузовых в ночное и дневное время, соответственно.
***
В беседе с журналистами Глава Башкортостана рассказал о значимости Восточного выезда для развития региона, а также планах по строительству других крупных транспортных объектов.
Стенограмма подхода к прессе:
КОРР.: Радий Фаритович, расскажите, пожалуйста, какое значение для республики и Уфы, может в плане строительства, имеет Восточный выезд?
Радий ХАБИРОВ: Это крупнейший за многие десятилетия инфраструктурный объект в Башкортостане. Его стоимость превышает 40 млрд рублей. Это очень сложный инженерный объект – 1 200 м тоннеля, почти 3 км моста и 10 км дороги. Безусловно, для Уфы, для жителей нашей республики это создаст дополнительный комфорт. Потому что количество автомобилей увеличивается, транспортная нагрузка в городах республики, как и по всей стране, растёт. Восточный выезд будет способствовать более комфортному и быстрому перемещению людей.
При этом важно понимать, что работы на объекте ещё не завершены. Мы соединили федеральную трассу М-5 с проспектом Салавата Юлаева. В дальнейших планах – довести Восточный выезд до улицей имени города Галле и выездом на трассу М-7. Мы этим уже занимаемся, ведём проектирование и подготовку строительной площадки.
Подчеркиваю, что Восточный выезд очень нужен людям. Важно, что эти 10 км дороги тянут за собой и жилищное строительство. Поэтому сейчас, по сути, начинается новый этап развития Зауфимья. Мы уже работаем над тем, чтобы заводить на эти территории воду, газ, электричество. У нас здесь хороший градостроительный потенциал. По предварительной оценке, это порядка 5-6 млн кв. м. То есть там смогут комфортно проживать около 20 тысяч человек.
КОРР.: Первый этап создания Восточного выезда уже завершён. Но республика продолжает строить и другие крупные транспортные объекты.
Радий ХАБИРОВ: Темпы дорожного строительства в республике в последние годы беспрецедентны благодаря поддержке и решениям Президента и Правительства нашей страны. Сейчас в республике ведётся интенсивная работа по проекту создания участка новой федеральной трассы М-12.
Мы уже запустили в столице республики Нагаевский путепровод. В этом году завершим в Уфе реконструкцию старого арочного моста через реку Белую. В следующем – планируем сдать после ремонта Шакшинский мост.
Но впереди у нас – работы по трём мостам. Очень насущная задача – реконструкция Затонского моста. Мы также спроектировали новый мост через Белую в районе торгового центра «Мега» и начали переговоры с рядом компаний по поводу финансовой схемы строительства моста в створе улицы Интернациональной. В целом нам есть над чем работать и куда двигаться. И если мы выполним эти планы, то существенно улучшим дорожную инфраструктуру нашей республики.
КОРР.: Вопрос по оплате проезда через Восточный выезд. До 1 апреля здесь будет тестовый режим?
Радий ХАБИРОВ: Да, верно. С 1 апреля, с 00:30 до 6:00 часов проезд будет стоить 20 рублей, а в дневное время – 100 рублей для легковых автомобилей. Мы анализировали эти ставки, это вполне доступно и конкурентно, потому что многие другие объекты, которые строились по концессии, имеют большую стоимость проезда. Посмотрим, как это работает.
Справка:
Восточный выезд – один из крупнейших инфраструктурных проектов в Приволжском федеральном округе, реализуемый в рамках концессионного соглашения, которое заключили в 2017 году между Правительством Башкортостана и ООО «Башкирская концессионная компания» (входит в «ВТБ Инфраструктурный холдинг»). Стоимость строительно-монтажных работ составила порядка 40,3 млрд рублей. Из них 4,5 млрд выделила республика, 26,7 млрд – федеральные средства, свыше 9,1 млрд – средства концессионера.